Кендо - искусcтво меча
 
Подписывайтесь на наш канал в youtube
25 | 06 | 2018

Кендо - искусcтво меча

Кендо-экипированный боецИскусство меча, культивирующееся самураями и зародившееся в X—XI вв., достаточно сильно отличается от всех европейских методик использования холодного оружия вне зависимости от того, будь то меч, сабля, палаш, шпаги или эспадон. Да и от китайского фехтования на больших мечах оно отличается также достаточно существенно.

Сейчас это искусство фехтования на мечах известно под названием кэн-дзюцу.

Пройдя многовековой путь, «искуство меча» постоянно менялось и совершенствовалось. Славой и почитанием окружены имена некоторых из мастеров этого боекого искусства. Основавший в XV в. школу Тэнсин сёдэн Катори синто-рю (что в переводе означает примерно «Синтоистская школа храма Катори малой традиции Небесной души») Идзаса Иэнао внёс в кэн-дзюцу много значительных усовершенствований. Основанная им школа долгое время занимала ведущее положение в Стране восходящего солнца. Имя Миямото Мусаси, одержавшего победу в шестидесяти серьезных поединках и умершего своей смертью, что считалось большой редкостью для профессионала вообще стало нарицательным и овеяно легендой. Этот великий мастер в числе первых начал активно использовать боккэн — изготавливаемую из твердой древесины точную копию настоящего меча.

С прекращением кровавых феодальных междоусобиц в эпоху сёгуната Токугава, кэн-дзюцу получило глубокое духовное наполнение и превратилось в наиболее прикладной аспект Дзэн-буддизма. Вслед за мастером Миямото Мусаси крупнейший эдоский мастер кэн-дзюцу Одагири Сэкиэй призывал к уходу от агрессивной направленности кэн-дзюцу в сторону духовного самосовершенствования и углубленной медитации.

На протяжении многих веков существования кэн-дзюцу обучение этому искусству шло с максимальным приближением к реальным боевым условиям, то есть на с использованием стальных мечей и чаще всего без каких-либо доспехов.

Только в XVII в. мастера Тораниси Кансин и Оно Тадакэ позволили своим ученикам на тренировках надевать шлем с забралом, защитные пластины на предплечья и нагрудник для предотвращения частых травм. Тот же Оно Тадакэ изобрел облегченный бамбуковый меч, а его преемник Наканиси Тюта в середине восемнадцатого столетия усовершенствовал изобретение учителя и превратил его в синаи — меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. Тренировочный меч стал лёгким и удобным. До сегодняшнего дня синаи используется как основное учебное оружие при обучении кэн-до. Вес этого меча составляет 1,36 кг, а длина колеблется от 96 до 99 см. Мастер Наканиси в своей школе Итто-рю дополнительно ввел защитную латную рукавицу. Он требовал от учеников полной отдачи в ударе и предельной концентрации.

До XVIII в. термин кэн-до отсутствовал. В начале этого века школа Абэ-татэ-рю впервые ввела в употребление этот термин, вложив в него понимание высшего Пути, предначертанного для постигающего искусство меча Пути ведущего к моральному и ментальному восхождению, пути освобождения от суеты земных забот и соблазнов и к слиянию с Великой Пустотой. После революции Мэйдзи (1868 г.) и реставрации монархии самураи лишились права на ношение меча. В связи с этим развитие кэн-дзюцу временно прекратилось. Но спустя небольшое время возродилось уже под именем кэн-до и было принято как обязательный предмет изучающийся в средних школах. В 1928 г. возникла Всеяпонская федерация кэн-до и с тех пор процветает. Даже несмотря на тяжёлые испытания военных лет и строгие запреты на изучение боевых искусств американскими оккупационных властями в первые послевоенные годы. В наши дни интерес к кэн-до неуклонно растет.

В кэн-дзюцу было сравнительно мало чисто «фехтовальных» элементов в европейском понимании этого слова. Как правило, боец, заняв исходную позицию с поднятым мечом, ожидал, когда у противника «сдадут» нервы и он хотя бы на мгновение «откроется». После этого следовала атака. После превращения кэн-дзюцу в кэн-до в этом смысле мало что изменилось. Разве что в современном кэн-до используется стойка с горизонтально расположенным мечом.

В матчах кэн-до, как и в других японских спортивных боевых искусствах, побеждает выигравший два очка из трех возможных. Очки даются за поражение трех участков головы, а также правого или левого запястий, находящихся в момент касания меча на уровне не ниже плеча, горла и двух определенных участков корпуса.

Техника кэн-до как и все боевые искусства включает в себя как традиционные для всех элементы, такие как стойки (камаэ), защиту (укэ), атаку (какари), уходы, так и чисто специфические и характерные только для кэн-до синхронизацию движений рук и ног (субури) и некоторые другие элементы.

В процессе постижения «пути меча» боец обязан спарринговать как с равным по силе партнером (гокаку-кэйко) так и с более сильным (хикитатэ-кэйко). В кэн-до большое внимание также уделяется формальным упражнениям (ката) и тестам на эффективность удара с настоящим мечом (тамэси-гири).

Мастера экстра-класса в тамэси-гири демонстрировали настоящие чудеса, перерубая подброшенный волос, толстый сноп соломы, летящую стрекозу или молодое деревце. В среде мастеров кэн-до ценилось умение нанести несколько ударов на одном или разных уровнях — например разрубить стоящую палку на четыре части или обрубить углы дощечки.

Легенды гласят, что некоторые мастера выполняои такие трюки с завязанными глазами, используя только свое «внутреннее видение» и экстремальный разум (гоку-и). В наши дни такое искусство является достоянием единиц.

В схватке мастер кэн-до (кэнси) должен атаковать одновременно как меч противника, так и его психику. Согласно канону, острие меча, является точкой приложения энергии ки.

В поединке с использованием меча, борьба сводится, главным образом, к получению контроля меча одного из соперников над жизненно важными центрами другого. Отвлекающие движения и удары исключительно направлены на то, чтобы лишить противника такого преимущества, и при малейшей возможности — поразить его в уязвимое место.

После этого, необходимо выявить любимые приемы противника и общий характер его действий, , как правило, обусловленных школой. Великие мастера прошлого могли по исходной стойке противника точно определить все его дальнейшее поведение в схватке, чтобы затем использовать его манеру ведения боя в своих интересах.

Наконец, основной предпосылкой для победы было нарушение уверенность противника в своих силах, умение вывести противника из душевного равновесия, смутить его взглядом, жестом или громким боевым кличем. И наоборот, предпосылкой успеха в обороне было умение сохранять хладнокровие и непоколебимое спокойствие в любой ситуации за счет «растворения в Пустоте», полной отрешенности и получении озарения (му-син). Достижение состояния му-син гарантировало бойцу победу не только над одним соперником, но и в столкновении с несколькими противниками, нападающими с разных сторон,— все они одновременно как бы оказывались в поле зрения некоего биорадара, воспринимающего малейший сигнал опасности.