Цайлифоцюань
 
Подписывайтесь на наш канал в youtube
26 | 04 | 2018

Цайлифоцюань

 

Цайлифо, чойлифут или чой ли фут — один из наиболее известных стилей южно-китайского кунг-фу, созданный мастером Чэнь Хэном в середине 19 века. Данный стиль характеризуется размашистостью и амплитудностью мощных ударов предплечьями и кулаками, что присуще южным школам кунг-фу. За пределами Китайской Народной Республики более распространено кантонское название стиля — чойлифут. Создатель стиля Чэнь Хэн (1805-1875), был выходцем из провинции Гуандун. Согласно семейным хроникам Чэнь изначально занимался кунг-фу у своего отца, Чэнь Юаньху. Изучаемый им стиль назывался фоцзя-цюань или "Стиль буддийской школы". Данный стиль считался "внутренним", так как упор при изучении фоцзя-цюань в немалой мере делался на овладение упражнениями, направленными на регуляцию "ци" в организме. Среди другого, Чэнь Хэн при своём обучении изучил принцип "пронзающего удара" - короткого резкого удара с подскоком, который потом вошел важнейшей составляющей в цайли-фо-цюань.

Еще одним необычным для южных стилей элементом фоцзя-цюань было то, что этот стиль кунг-фу включал достаточно много ударов ногами, а также прыжков. Это тем важнее, что большинство знаменитых стилей провинции Гуандун, таких как, лицзя-цюань или хунцзя-цюань, практически не имели в своем арсенале прыжков. Молодой Чэнь Хэн так активно подошёл к изучению ушу, что вскоре уже считался лучшим бойцом в округе. Ему даже предлагалось самому начать преподавание. Но на пути к этому стали непредвиденные обстоятельства. Смерть отца и разорение семьи вынудили его уйти из родных мест. В поисках заработка он исколесил почти всю провинцию Гуандун, славящуюся своими мастерами единоборств. В конце концов, судьба свела Чэня с Ли Юшанем, прозванного за удивительную крепость тела Алмазным Ли. В свою очередь Ли Юшань обучался у основателя стиля лицзя-цюань, монаха Ли Янькая. Алмазный Ли с большой осторожностью отнесся к Чэню, не понимая , зачем ему - уже практически мастеру - вновь начинать обучение. Но после шести лет тренировок Алмазный Ли полностью передал Ченю технику стиля, и даже назвал того своим преемником. Само по себе это было очень необычно, так как Чэнь не являлся членом семьи Ли. Именно из лицзя-цюань в стиль цайлифо пришли мощные размашистые удары предплечьями, амплитудные удары кулаком , а также множество ударов ладонями. Через шесть лет преподавания Алмазный Ли сам отвел Ченя к другому известному мастеру, монаху Цай Фу. Стиль, преподаваемый им, назывался цайцзя-цюань. Этот стиль кунг-фу во многом похож на лицзя-цюань и характеризуется низкими стойками и длинными ударами предплечий. В момент удара предплечье било наотмашь, будто дубина, полностью распрямляясь в локте и называлось "длинное предплечье". . Спустя некоторое время Чэнь Хэн овладел тремя стилями - фоцзя-цюань, лицзя-цюань и цайцзя-цюань, и по всем трем он считался преемником мастера школы. Его слава как мастера боевых искусств достигла таких высот, что императорским указом Чэнь Хэн был назначен старшим инструктором войск, расположенных в провинции. По тем временам, это была весьма почетная должность. В процессе работы инструктором Чэнь Хэн достаточно сильно переработал стили, которые изучил. Получившийся стиль, в память о трех школах, в которых он обучался, Чэнь назвал цайли-фо-цюань. Эта переработка стала не просто механическим соединением приемов, а самостоятельным, цельным стилем, который по своей эффективности сильно превосходил всех своих предшественников. Всего в цайли-фо-цюань существуют 49 основных комплексов, в том числе с оружием, парных, с так называемым "тайным оружием", приемы воздействия на болевые точки и т.д. Все эти комплексы разделены на три большие группы, которые и являются тремя этапами обучения. Первая группа комплексов изучает основные удары, схемы коротких связок, базовые принципы передвижений, позиции, характеризующие способы ведения боя в цайлифо-цюань. В процессе изучения второго ("среднего") этапа ученики постигают более сложные комплексы, которые требуют отличной ориентации в пространстве и хороших физической и психологической подготовок. Большинство из этих комплексов по своей геометрии передвижений связаны с гексаграммами знаменитой "И-цзин" - "Книги перемен". Третья группа содержит самые сложные комплексы. Этот этап называют "высшим" или "тайным", т. к. к нему допускаются только ближайшие ученике мастера школы, или члены семьи мастера. На данном этапе помимо комплексов, изучают основы психологического воздействия на соперника и использование небольших подручных предметов, например, палочек для еды или короткой веревки. Так или иначе, вся техника Цайлифо сводится к двум большим разделам: комплексам базовой технической подготовки, когда вырабатываются навыки перемещений и ударов, и комплексам животных, которые требуют сознательно концентрироваться на образе животного, его манере передвигаться, вести бой, и т. п. При этом необходимо не только имитировать повадки зверя, но и воспроизводить его внутреннюю сущность. Стиль Цайлифо-цюань традиционно связывают с образами двух зверей - могучим быстрым барсом и гибкой змеёй. Барс традиционно символизирует светлое, жесткое, сильное Янь, а змея — темное, податливое и мягкое Инь. Поэтому можно говорить, что цайлифо-цюань таким образом строится на сочетании янь и инь, жесткого и мягкого, прямой и круговой атаки. В противоположность подавляющему большинству южных стилей Цайлифо-цюань в одинаковой степени сочетает жесткие и мягкие движения, длинные и короткие удары. Помимо того, этот стиль включает множество подсечек, подскоков, ударов ногами, зацепов, ударов ногами в прыжках, и это резко выделяет этот Цайлифо из всей когорты южных стилей. Процесс обучения в школе цайлифо-цюань отличается от привычного для западных последователей боевых искусств, когда сначала изучаются стойки, затем отдельно удары руками и удары ногами, затем из этих ударов составляют короткие связки, и наконец комплексы. В стиле цайлифо на основе нескольких основных комплексов изучается не только весь базовый технический арсенал, но и методы дыхания, работы взгляда, психоконцентрации и т.п. Поэтому даже относительно несложные комплексы в пару десятков движений изучаются в течение двух-трех лет. Каждому уровню при изучении цайлифо-цюань соответствуют свои базовые комплексы.