Бацзицюань
 
Подписывайтесь на наш канал в youtube
17 | 08 | 2018

Бацзицюань

БацзицюаньБацзицюань - кулак восьми пределов.

Возникновение стиля бацзицюань очень запутанное, и существует несколько легенд о его становлении. По главной версии его создание в начале шестидесятых годов 17 века приписывается мусульманину У Чжуну, что был родом из уезда Цинсянь в провинции Хэбэй. Он с 8 лет изучал ушу под руководством деревенских сифу, имен которых никто не знает. Потом он в течение 10 лет учился у даосского мастера по имени Лай, и по окончании обучения, мастер Лай вручил ему трактат с названием " Тайный смысл восьми пределов". Также У Чжун великолепно изучил приемы боя с "копьем 6 соответствий" у другого наставника, имя которого история не сохранила.

Иероглиф БА в названии бацзицюань происходит от амофоничного иероглифа в слове "бацзи", и означает "борона". В стиле бацзицюань используется форма кулака имеющяя также название "кулак бороны" и очень похоже на это орудие быта крестьян. Вероятно что название стиля могло появиться в связи с формой использования кулака. Но из-за некоторой неблагозвучности, кто-то из последователей школы заменил иероглифы БА -"борона" на БАЦЗИ -" 8 пределов".

В стиле бацзицюань есть способ выброса усилия называемый "перекрестным", который подразумевает возможность выброса усилия в удар в любом из направлений. Может быть еще поэтому стиль называют - кулак восьми пределов.

С течением времени стиль бацзицюань обрел два направления. Первое направление связанное с именем Ли Дачжуна называлось "малым направлением бацзи с гор Удан" сейчас практически не известно. А второе направление связанное с именем Ван Сысюэ и Чжан Кэмином сейчас успешно развивается, известными китайскими мастерами бацзицюань.

Знаменитыми мастерами бацзицюань были сын Чжан Кэмина - Чжан Гунчэн, и его ученик Хуан Сыхай, который позже научил искусству бацзи знаменитого мастера Ли Шувэня(1864-1934).

Комплекс с копьем в бацзицюаньЛи Шувэнь имел прозвище "Ли Волшебная копье", и недаром, судя по существующим рассказам тогдашних очевидцев, стоило Ли Шувэню лишь прикоснуться своим копьем в древку оружия противника и начать вращать им, как противник тут же падал на землю. Ли Шувэнь считается одним из самых выдающихся мастеров в истории китайского ушу. В 1911 году мастер Ли Шувэнь создал в Таньцзине организацию под названием "Чжун хуа уши хуэй"(общество китайских бойцов ушу), которая была подобна знаменитой китайской организации Цзиньу и просуществовала до 1928 года.

Ли Шувэнь участвовал во многих поединках, и почти всегда использовал свой излюбленный прием "свирепый тигр взбирается на гору"(это удар ладонью сверху вниз по ключице или по голове), поэтому возникла даже народная поговорка "Ли волшебному копью 2 ударов не требуется". Рассказы очевидцев и заголовки тогдашних газет подтверждают мастерство Ли Шувэня. Он был настоящим практика ушу, побеждая в десятках поединков, и не поощрял показушность в технических приемах ушу, превращающих его в военизированную гимнастику.

В 1928 году в Нанкине открылся учебный центр "гошу"- тогдашнее название ушу. В то время там проводились первые китайские экзамены по "гошу", для отбора лучших специалистов в области боевых искусств, для преподавания. Три ученика Ли Шувэня приняли в них участие. Это были Ма Иньту, Чжан Шудэ и Хань Хуачэнь. Все они прошли отбор и были зачислены преподавателями стиля бацзицюань. Своих учеников мастер Ли Шувэнь обучал не только стилю бацзицюань но также и пигуацюань(кулак рубки и подвешивания).

Парная техника в бацзицюаньСчитается что его ученики владели улучшенной версией бацзицюань соединенного с пигуацюань, но из-за этого сам первоначальный бацзи был утерян. В наше время во всем мире изучается и преподается версия бацзи, которая преподавалась в Нанкинском центральном учреждения "гошу". Многие стили ушу многое взяли из стиля бацзицюань, в свой арсенал технических приемов и методик.

Мастер Ли Юаньчжи изучавший бацзи в Нанкинской академии ушу и впоследствии работавший учителем ушу в академии сухопутных войск КНР говорит, что принятый сейчас в Китае стиль для армейской подготовки с названием инцюань(воинский кулак) тоже многое взял из бацзицюань, хотя по форме уже очень далек от него.

В тактике стиля бацзицюань, стремятся быстрым прыжком перейти в ближний бой, для чего используются особые типы перемещений такие как "шлифующий шаг", "развертывающийся шаг" и другие. Все защиты в бацзицюань осуществляются на встречном движении вперед, и приемной всегда оказываются очень жесткими и эффективными. Ведь основное требование стиля гласит что для сближения с противником нужно встречное движение всем телом по прямой линии его атакам. Из-за этого практиковать вольный бой могут только достаточно хорошо подготовленные ученики.

Отличительной особенностью бацзицюань является очень мощный и резкий выброс силы в ударе. Это стиль коротких и мощных ударов. В Китае говорят что наибольшая сила и мощь среди видов кулачного боя присуща именно стилю бацзицюань.

В бацзицюань существуют три основных способа выброса усилия цзинь: перекрестная цзинь, цзинь обязывающей нити и осаждающая цзинь, которые включены со способами дыхания в технический арсенал комплексов таолу бацзицюань.

В своем арсенале бойцы бацзицюань в основном используют атаке кулаками и ладонями, рубящие удары в шею ребром ладони, а по коленям и стопам противника применяют топчущие удары ногами. Также используется частая смена уровней атаки противника.

Удар локтем в бацзицюаньОтличительным приемом бацзицюань его визитой карточкой так сказать, является колющий удар локтем в грудь или голову, но это скорее не сам удар локтем - а шаг с доставкой локтя к противнику. Он является очень мощным приемом.

Кроме техники ударов руками и ногами почти в каждом комплексе таолу присутствует работа по болевым точкам, это удары и нажатия, броски и работа по суставам противника, используют и технику толчков противника. Атака всегда выполняется в решительной и жесткой манере.

Из пигуацюань в бацзи вышли удары ладонью с дальней дистанции, при этом руки вращаются как крылья мельницы нанося непрерывной град ударов сверху вниз.

Сочетание методов ближнего и дальнего боя сделало стиль бацзицюань очень гармоничным и позволило решить ряд тактических задач в атаке и защите.

Обучение в бацзицюань начинается с комплекса малых блоков и ударов, а также с упражнений Цигун. Всего в бацзицюань существует 64 разновидности ударов руками и 48 типов блоков.

Парная работа в бацзицюаньПотом изучают и тренирует комплекс "Малый кулак восьми пределов", одновременно укрепляют ноги, стабилизируют свой центр тяжести состоянием в стойках с одновременной внутренний работой цигун. Учиться основным методом выброса силы цзинь.

Следующим этапом тренировки является изучение тренировка комплекса таолу "Большой кулак восьми пределов". Его сущностью является взаимопревращения сил. Овладев комплексом, боец учится обращать силу противника против него самого.

И на последнем этапе изучают комплекс "шесть больших раскрытий" который является мастерской ступени в развитии искусства бацзицюань и передается только избранным ученикам.

После всего цикла обучения, снова возвращаются к первоначальным формам, но только на новом уровне понимания техники. Поэтому серьезные тренировки в постижении бацзицюань требуют многих лет непрерывной работы над собой.

Один из комплексов бацзицюаньВ современном бацзицюань существует еще одно таолу "Объединённый кулак восьми пределов", составленное как универсальное из трех вышеупомянутых старых таолу. Комплексы таолу с оружием в бацзицюань включают работу с копьем и прямым мечом цзянь.

Это:

  • "Копье шести соответствий"
  • "Копье шести пределов"
  • "Меч восьми пределов"
  • "Непрерывный меч"

Из приемов стиля пигуацюань, бацзи вообрал в себя приемы "обрушения", "обхваты", "пронзающий локоть", "разрывание" и некоторые другие приемы. Кроме всего этого многообразия, ученики бацзицюань изучают три комплекса таолу пигуачжан("обрушивающаяся ладонь") и базовые формы цигун из пигуацюань. Параллельно нарабатывается укрепление костей методами жесткого цигуна такими как "Ладонь железного песка" из стиля пигуацюань и "удары по песчаному мешку" из бацзицюань.

В наше время бацзицюань очень популярен во многих странах мира. Например в "Стране восходящего солнца" — Японии, стиль бацзицюань наряду с тайцзыцюань является самым популярным среди всех китайских боевых искусств.

Также некоторые особенности выброса усилия в бацзицюань, послужили причиной включения его в различные другие стили ушу. Бацзицюань как составная часть входит в Тунбэйцюань(стиль сквозной подготовки), а также его элементы использовались при создании стиля бацзи танланцюань "Богомол восьми пределов".